Так происходило открытие...
24 марта 1935 года. В Харькове большой праздник - открытие монумента великому сыну украинского народа, гениальному поэту, художнику, революционеру-демократу, непримиримому борцу против царизма и крепостничества Тарасу Григорьевичу Шевченко (1814 - 1861). Кумачовые полотнища украсили город. Народ заполнил Сумскую улицу, площадь Дзержинского...
14 часов. Звучат фанфары. Легко спадает к подножию памятника белое покрывало - взглядам присутствующих открывается монументальная многофигурная композиция, которую венчает статуя Кобзаря. Раздаются звуки "Интернационала". Затем сводный хор исполняет "Заповіт"...
Начинается митинг. Зачитываются приветственные письма и адреса. "Сердечно приветствую народ Украины,- телеграфирует Максим Горький,- в день, когда он достойно увековечивает в памяти детей и внуков своих прекрасный образ истинно народного великого поэта-демократа, замученного царизмом." Народный поэт Белоруссии Янка Купала читает свои стихи, посвященные народному поэту Украины...
Из истории создания монумента
Монументальная скульптура влекла М.Г.Манизера еще в годы учебы в петербургской Академии искусств. В 1920 году он создал выразительный рельеф "Рабочий". Рельеф прошел по конкурсу в качестве эмблемы постоянной промышленной выставки в Москве. По проектам М.Г.Манизера в 1924 году были установлены отлитые в бронзе памятники В.И.Ленину в Кировограде, Куйбышеве (Самаре), Хабаровске, Пушкине. Он создал проект памятника "Жертвам 9 января 1905 года". Знание истории революционной борьбы народа, умение воплотить обобщенные образы участников грандиозных событий проявил М.Г.Манизер в памятнике В.И.Чапаеву для города Куйбышева. Во всесоюзный конкурс 1929 года на сооружение памятника Т.Г.Шевченко в Харькове включился уже зрелый мастер, убежденный сторонник реалистического искусства, раскрывающий великие общечеловеческие идеи в индивидуальных, подсказанных действительностью образах.
Работая над проектом, М.Г.Манизер совершил путешествие по шевченковским местам, сделал большое количество пейзажных и жанровых этюдов. Он тщательно изучил переписку и портреты Т.Г.Шевченко. Особенно ценными для скульптора были автопортреты поэта, его немногочисленные фотографии и посмертная маска. М.Г.Манизер неоднократно перечитывал "Кобзарь", мемуарную литературу. "Каждый день приносил что-то новое, интересное и очень нужное, - рассказывал скульптор,- а Тарас становился все ближе и роднее. Иногда мне уже так живо представлялся облик Шевченко - его рост, походка, выражение глаз, лица, что, казалось, встреть я его на улице - нисколько не удивлюсь!"
Не сразу пришел скульптор к образу Шевченко-борца. Первый проект памятника (1929 год) он выполнил в несколько конструктивистской манере. Огромных размеров голова Шевченко была установлена на цилиндрическом постаменте с барельефом коленопреклоненного гайдамака-повстанца, гневно потрясающего цепями. На лице поэта лежало выражение глубокой задумчивости. В другом проекте (1931 год) М.Г.Манизер разместил статую поэта на пьедестале с низким барельефом, на котором были изображены персонажи из произведений Кобзаря. Третий вариант проекта (1933 год), наконец, принес скульптору удовлетворение и долгожданную победу в конкурсе.
Автор проектов ряда общественных зданий в Белоруссии И.Г.Лангбард мастерски решил архитектурную часть памятника, подчинив форму пьедестала идейному и художественному замыслу скульптора.
Фигуры монумента отливали лучшие литейщики Ленинграда. Сроки и качество выполнения ответственного заказа контролировал лично секретарь ЦК ВКП(б), первый секретарь Ленинградского обкома партии С.М.Киров. Он говорил, что создание памятника великому украинскому поэту - дело чести всех трудящихся Ленинграда.
В то время, когда в Ленинграде отливались скульптуры, в Харькове на месте закладки памятника под руководством архитектора И.Г.Лангбарда строители обрабатывали лабрадорит. Над постаментом великому Кобзарю, кроме украинских мастеров, трудились русские народные умельцы-полировщики.
Усилием большого коллектива художников, скульпторов, артистов, строителей памятник Кобзарю был сооружен в течение одного года. "Пойдет в века этот отличный памятник, этот дар народа своему народнейшему, славнейшему поэту", - сказал присутствующий на открытии монумента Всеволод Иванов.
Сегодня...
Сегодня трудно представить Харьков без памятника Т.Г.Шевченко. Монумент органически связан с окружающим пейзажем сада имени Шевченко и городским архитектурным ансамблем. Многоступенчатость монумента вторит смелым выступам величественных сооружений Госпрома и Харьковского государственного университета. Фасад памятника обращен к центральной магистрали города - Сумской улице. Внимательно глядит Кобзарь с высоты своей на город и его обитателей, и, кажется, словно живой входит в наш сегодняшний день. У ног его кипит жизнь: звучит духовой оркестр, встречаются ветераны, выпускники учебных заведений, проходят экскурсии, назначаются свидания, играют малыши - те, которым предстоит заботиться о городе в будущем...
Литература: М.В.Чернова, Памятник Т.Г.Шевченко в Харькове. Харьков, "Прапор", 1984
|
|
|